Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из приоритетных задач современной системы образования является создание условий для полноценного развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Данная категория обучающихся нуждается в особом психолого-педагогическом сопровождении, направленном на преодоление или компенсацию имеющихся нарушений, формирование необходимых жизненных компетенций и успешную социализацию.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ представляет собой комплексную, целенаправленную и поэтапную деятельность, осуществляемую совокупностью специалистов образовательной организации (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов и др.), предполагает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся;
- разработку и реализацию индивидуальных программ развития;
- коррекцию нарушений;
- формирование навыков социальной адаптации;
- интеграции в среду сверстников.
Эффективность данного процесса во многом зависит от грамотной организации комплексной поддержки обучающихся с особыми потребностями в условиях образовательной организации.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, в последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению численности детей с ОВЗ, что обусловлено как биологическими, так и социальными причинами, что требует совершенствования междисциплинарного сопровождения учеников.
Во-вторых, современная образовательная политика, закрепленная в нормативно-правовых документах, ориентирована на обеспечение права детей с ОВЗ на получение качественного образования, их социальную адаптацию и интеграцию в общество.
В-третьих, проблема организации эффективного специализированной помощи в обучении и социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной организации вызывает интерес у широкого круга специалистов, занимающихся вопросами инклюзивного образования.
Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает адаптивного сопровождения учащихся с особыми образовательными нуждами в образовательной организации.
Предметом исследования является организация системы психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и проанализировать опыт организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях конкретной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая понятие, цели, задачи и нормативно-правовые основы;
2) охарактеризовать особенности психического и физического развития детей с различными нарушениями;
3) изучить организацию системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной организации (структуру, содержание, методы, формы и технологии, функции специалистов, взаимодействие с семьей и социумом);
4) провести исследование опыта организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в конкретной образовательной организации, выявить проблемы и перспективные направления совершенствования данной системы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают фундаментальные положения отечественной и зарубежной психологии и педагогики, раскрывающие сущность психолого-педагогической ассистенции детям с ограниченными возможностями (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.В. Лебединский, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Н.Д. Шматко и др.).
Использованы также нормативно-правовые документы, регулирующие организацию инклюзивного образования и профессиональной поддержки в развитии и обучении детей с особыми потребностями.
Методы исследования, применяемые в ходе работы, включают теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов, обобщение передового педагогического опыта, изучение документации образовательной организации, наблюдение, беседу, анкетирование.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрываются его теоретико-методологические основы, а также характеризуется структура работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: понятие, цели и задачи данного процесса, нормативно-правовые основы его организации, а также особенности психического и физического развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Во второй главе анализируется организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной организации: ее структура и содержание, используемые методы, формы и технологии, роль и функции специалистов, а также взаимодействие образовательной организации, семьи и социума в данном процессе.
В заключении формулируются основные выводы, обобщаются результаты проведенного исследования и определяются перспективы дальнейшей разработки проблемы.
1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
1.1. Понятие, цели и задачи
Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» в современной науке и практике является достаточно многогранным и широко используется в различных областях, связанных с обучением, воспитанием и развитием личности.
Несмотря на многообразие подходов к его трактовке, большинство исследователей сходятся во мнении, что данный феномен представляет собой целостную, системно организованную деятельность, направленную на создание благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и социализации детей и подростков.
Согласно определению Э.М. Александровской, психолого-педагогическое сопровождение – это «система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [4, с. 34].
В свою очередь, М.Р. Битянова рассматривает данное понятие как «систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [5, с. 15].
Несколько иной подход к определению представлен в работах Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина, которые трактуют психолого-педагогическое сопровождение как «особый вид помощи ребенку, обеспечивающий создание условий для его успешного обучения, воспитания, развития и социализации» [16, с. 23].
Данные авторы акцентируют внимание на комплексном характере данного процесса, затрагивающего различные аспекты жизнедеятельности ребенка.
Особое внимание уделяется профессиональной ориентации и подготовке детей с ОВЗ к будущей трудовой деятельности –профессиональных склонностей и интересов, развитие необходимых трудовых навыков, а также содействие в выборе дальнейшего образовательного маршрута и профессионального пути.
Обобщая вышеизложенные подходы, можно сформулировать следующее определение: психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на создание оптимальных социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания, развития и социализации детей и подростков.
Ключевыми характеристиками данного понятия являются:
1. Комплексность и системность.
Интегрированного психолого-педагогического обслуживания учащихся с ОВЗ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (целей, задач, принципов, направлений, методов, форм и технологий), образующих целостную систему [7, 9].
2. Непрерывность и пролонгированность.
Данный процесс осуществляется на протяжении всего периода обучения ребенка в образовательной организации, сопровождая его на различных возрастных этапах [10, 11].
3. Индивидуализация и дифференциация.
Профессионального содействия развитию детей с особенностями психофизического развития предполагает учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка, а также специфики его образовательных потребностей [19].
4. Активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Эффективность сопровождения обеспечивается согласованной деятельностью педагогов, специалистов, родителей (законных представителей) и самих обучающихся [8, 15].
5. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
Данный процесс направлен на выявление и развитие потенциальных возможностей обучающегося, создание условий для его самореализации [6, 12].
6. Междисциплинарный характер.
Сопровождение осуществляется на основе интеграции знаний и технологий различных наук (психологии, педагогики, дефектологии, социальной работы и др.) [13, 18].
Таким образом, междисциплинарного сопровождения учеников с нарушениями в развитии представляет собой многоаспектный, системно организованный процесс, обеспечивающий создание оптимальных условий для успешного обучения, воспитания, развития и социализации детей и подростков.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой комплексную, целенаправленную и поэтапную деятельность, осуществляемую совокупностью специалистов образовательной организации.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», основными целями мпециализированной помощи в обучении и социализации детей с ОВЗ являются [1]:
1) обеспечение права на получение ими качественного образования в соответствии с их возможностями и потребностями;
2) содействие их социальной адаптации и интеграции в общество;
3) коррекция нарушений развития, преодоление или компенсация имеющихся ограничений жизнедеятельности.
В свою очередь, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ определяет следующие задачи сопровождения [2]:
1) своевременное выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким обучающимся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
3) обеспечение возможности освоения детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы на доступном для них уровне и их интеграция в образовательной организации;
4) оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Более детально цели и задачи адаптивного сопровождения учащихся с особыми образовательными нуждами можно представить следующим образом:
1. Диагностическая цель: выявление особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
2. Коррекционно-развивающая цель: преодоление или компенсация имеющихся у детей нарушений, развитие их потенциальных возможностей;
- формирование необходимых жизненных компетенций.
3. Консультативная цель: оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам и другим специалистам по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
4. Просветительская цель: повышение компетентности всех участников образовательных отношений в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Достижение данных целей предполагает решение следующих основных задач [6, 7, 10, 19]:
- создание специальных условий для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;
- осуществление мониторинга динамики их развития, эффективности реализуемых коррекционно-развивающих программ;
- оказание психологической поддержки и сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- обеспечение междисциплинарного взаимодействия специалистов в решении проблем обучающихся;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование у детей с ОВЗ социальных, коммуникативных и адаптивных навыков;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении и социальной интеграции.
Успешная реализация задач требует междисциплинарного подхода и тесного взаимодействия различных специалистов.
Такое комплексное сопровождение позволяет обеспечить всестороннюю поддержку ребенка и максимально эффективно решать возникающие проблемы.
Таким образом, профессиональная поддержка в развитии и обучении детей с особыми потребностями нацелено на создание оптимальных условий для их успешного обучения, воспитания, развития и социализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15.
4. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для вузов / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский; под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
7. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. – 2011. – № 3. – С. 51-58.
8. Дмитриева Н. В. Сотрудничество всех участников образовательного процесса как одно из условий социализации школьников // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 4. – С. 145-150.
9. Казакова Е.И. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. – 2004. – № 9-10. – С. 95-97.
10. Ковальчук М.А., Герасимова Н.О. Территория взаимодействия: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – №2.
11. Ковальчук М.А., Якушин П.Н. Условия эффективности инклюзивного образования // Социальные и гуманитарные науки (сетевое издание), Ростов-на-Дону. – 2019. – № 1.
12. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2003. – 384 с.
13. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
14. Матайс М.И., Хачатрян Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ // ИСОМ. – 2019. – №6-1.
15. Меренков А. В., Осипова Е. А., Шарф А. С. Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6 (42). – С. 360-371.
16. Михайлова, Н.Н. Педагогическое сопровождение самореализации учащихся в современной школе: Монография / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: ACADEMA, 2006. – 320 с.
17. Мосина О.А., Шрам В.П. Педагогические аспекты активного сопровождения геронтов: ретроспективный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2019. – № 2 (238). – С. 64-68.
18. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2000. – 520 с.
19. Рассохина К.Ю. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации / К. Ю. Рассохина // Наука и реальность. – 2021. – № 2(6). – С. 16-19.
20. Семаго, М.М. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
21. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 41-45.